СКАЗКА - это ЗАКОДИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Интересно, что сказки, как мы их понимаем в России, есть далеко не у всех народов. В русских народных сказках заключена совокупная мудрость предков, совершенно не претендующая на привязку к какому-либо историческому персонажу. Многие традиционные русские образы-символы зверей и птиц несут на себе следы тотемов сказок русского народа. Об этом явственно свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми народ наделил сказочных животных, птиц, зверей в своих предания и сказках/
Древнее мышление Русского народа обнаруживается во множестве популярных русских сказок: «Теремок», «Лиса и Заяц», «Кот петух и лиса», «Звери в яме» и т.д. Так, сказка «Зимовье зверей» запечатлела закодированную в образах животных информацию об объединении миролюбивых оседлых тотемов-кланов ради выживания в условиях наступившей зимы (а, возможно, и неожиданного природного катаклизма похолодания) и отражения нападения со стороны враждебного тотема волков. Перечень зверей в разных вариантах сказки колеблется.
сказка колобок В бесхитростной сказке «Колобок» закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и лисицы победительницы за право быть хранителем традиций культа солнца-Коло, олицетворяемого Колобком, тождественным дневному светилу и по имени и по обрядовым функциям (его съедают также, как и на Масленицу поедают блины, символизирующие солнце).
А в не менее популярной сказке «Теремок» получила отражение былая тотемная борьба за «жизненное пространство»: сказка теремок перенаселенность «теремка» решается путем вытеснения тотемов Мыши, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка более сильным претендентом на «жизненное пространство» - кланом Медведя.
С современной точки зрения, в сказке «Теремок» можно разглядеть и «коммунистическую модель общества»: мудрое изложение невозможности осуществления идеи всеобщего равенства (коммунизма). Рассыпался сказочный теремок, как известно, оказавшись не в состоянии вместить всех желающих, несмотря на общую благожелательность, с легкой лапки мышки-норушки.
А сказка о «Лягушке-царевне» - это «капиталистическая» модель «равных стартовых возможностей»: три брата пускают по стреле в белый свет, как в копеечку. А далее – кому боярская дочь (в сказке читай, административно-властная) судьба, кому – купеческая (в сказке читай – финансово-промышленная), а кому – лягушка на болоте… Однако есть и «рецепт казино»: удача-фортуна, олицетворенная в чудесном превращении этой самой лягушки…
Иными словами, сказка заранее воспринимается как вымысел, имея в виду, что сказка естественно, «ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». Аналогичные сказки есть и у других славянских народов, и у народов Востока – арабские, адыгейские и т.д. сказки.


В Западной Европе ситуация иная: там место сказки занимает сказочный эпос, то есть повествование о некоторых исторических событиях. Настоящие сказки в нашем понимании там появляются очень поздно, причем это авторские сказки: во Франции Ш. Перро (конец XYII в.), в Германии – братья Грим (первая половина XVIII в.) И в России- сначала В.А Жуковский, затем А.С Пушкин пишут авторские сказки, однако они используют либо материал уже имеющихся русских народных сказок, либо заимствуют его у других писателей-современников (как Пушкин в «Золотом Петушке» у В. Ирвинга из его «Альгамбры»).
У скандинавских народов вместо сказок «саги» - эпические сказания, причем публикуются они только с середины XVII века (первые саги – Брунъюлд, 1643 г.).
В отличие от перечисленных, ни у древних евреев, ни у греков, ни у римлян никаких сказок нет. Нет их и у византийцев. Место сказок у греков занимают мифы – смутные предания о фантастическом прошлом, однако с претензией на историчность. И в этом заключается принципиальное отличие мифов от сказок: сказка полезна тем, что она призвана уберечь от ошибок прошлого, от тупиковых путей, но при этом никогда не претендуя на быль. Детские сказки (а сказки предназначены именно детям) учат ребенка мудрости, но остаются сказками навсегда, когда он взрослеет. Сказка не способна обмануть.
Но сказка никогда не станет былью. Если вдуматься в слова знаменитой песни «Летнего марша»: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Вот это как раз - явный обман взрослого слушателя. Сказка сама по себе никогда не становится былью. Дальше в той же песне есть и рецепт превращения сказки в быль: «Нам разум дал стальные руки крылья, а вместо сердца – пламенный мотор». И сейчас мы видим, как виртуальные игры в хайтеки, порождение разума, постепенно лишают человечество сердца, превращая людей в роботы и чипы. И любая попытка сделать сказку былью – это не сказка, а мифотворчество.
Мифы же, в отличие от сказок – губительны для человечества, потому что из беллетристики усилиями историографов переводятся в категорию основы реальной истории. Вполне взрослые люди не верят в сказки, но охотно верят мифам. Этим создается превратное, сильно искаженное, а часто и просто вымышленное прошлое человечества – как давнее, так и совсем недавнее.
***